Я пошла учиться в группу гимель. На самом деле, позвонили мне еще после Песаха и сообщили что будет группа, приходи. Сначала я думала-размышляла идти или нет, потому что с одной стороны вроде как надо и очень хочется на самом деле, а с другой стороны неплохо бы и работать уже побольше а не полдня как я сейчас практикую... В общем, пока взвешивала все "за" и "против", группа начала занятия, неделю проучилась и мне опять позвонили с тем чтобы передать что учительница которая была у нас на замене в конце группы алеф настойчиво рекомендует мне прийти уже в конце концов! И я подумала - а и в самом деле! Ученье - свет. А неученье... сами понимаете.
Курс у нас интересный, судя по учебнику пройдем много нового, то что в алефе ни при каких условиях не успели бы. Учительница замечательная, одна из лучших в ульпане, и группа неплохая - почти наполовину состоит из тех ребят, с кем я училась. Учимся четыре дня в неделю, по утрам. Единственное но - очень медленно сейчас движемся. В основном повторение пройденного. Надеюсь что через недельку-другую наберем темп.
Еще пришли результаты основного экзамена по окончании группы алеф. Я получила гимель 91. В принципе хорошо, но могло быть и лучше... Когда мы сдали экзамен и вышли из аудитории, я сразу же поняла в каких местах и какие именно допустила ошибки. Глупые ошибки, вот что обидно. Можно было бы на 5-6 баллов больше получить. Ну да ладно, в конце концов результаты эти ровным счетом ни на что не влияют.
Теперь буду дальше грызть гранит наук, улучшать свой иврит.
В нашей семье я не единственная кто хочет учиться. Слава спрашивает периодически когда он пойдет в школу. Но... в этом году он в школу не пойдет.
Пару недель назад мы были у психолога на собеседовании. Это такое обычное собеседование-тест перед школой. Его все дети проходят. Так как мы уже почти год как репатриировались, то Слава не считается олимовским ребенком и должен идти в школу на общих основаниях. А для это должен пройти тест. Но проблема в том, что он по-прежнему молчит в детском саду. И не только там. Просто молчит. Раз в неделю он ходит заниматься ивритом в небольшую группу русских детей. Правда никакого результата эти занятия пока не дали.
Сначала я не акцентировала на этом внимание: ну молчит, ну и что? - понятное дело у ребенка стресс, новая страна, новый язык.... А Слава к тому же застенчивый, тихий. Ему необходимо время чтобы адаптироваться. Привыкнет немного и заговорит. Но прошло "немного" времени, потом еще немного и еще... И вот мы почти год в стране, а он по-прежнему молчит.
И тут как раз пришла бумажка что нас приглашают в школу Бялик, мол, милости просим в первый класс. Но перед этим не затруднитесь, пройдите тест.
Ну, пошли мы с ним к этому психологу. Я накануне ребенка постаралась настроить, как-то морально подготовить, что ему будут вопросы задавать, что желательно не молчать. Это может показаться странным, но я не знаю понимает ли Слава иврит. Дело в том, что если он не хочет общаться на какую-либо тему, то все - пиши пропало. Слова из него не вытащишь. И все мои попытки поговорить по душам о том с кем он общается в саду, понимает ли воспитательниц или нет, отвечает ли на их вопросы и т.д. как правило заканчивались крахом.
В общем, пришли мы к психологу, начал он с ребенком общаться... Хотя это конечно громко сказано. Слава ответил только на один вопрос: "Как тебя зовут?" И то таким сдавленным шепотом что мне кажется психолог скорее не услышал, а по губам прочел.
Дальше вопросы следовали один за другим, Слава молчал и начал потихоньку дергаться, посматривать на меня и теребить рубашку - нервничал. На этом я предложила собеседование закончить, хватит, что уж там, побеседовали....
Потом был тест. Я по задумке психолога должна была выйти, но это было лишено смысла: задания озвучивает он сам и понятное дело на иврите, а дети выполняют. Я ему объяснила, что должна переводить ребенку задания, иначе можно и не начинать - он ничего не сможет сделать. Ну как вы себе представляете например: "В этой группе обведите карандашом треугольник.... Переворачиваем страницу... Напишите цифру 1..." - для не ивритоговорящего ребенка? Сами по себе задания пустяковые были конечно, сложность состояла только в том что все на иврите.
Короче, тест Слава написал, вздохнул с облегчением и мы ушли. Через две недели мне позвонил тот же психолог и пригласил прийти поговорить. Я пошла.
Беседовали мы минут пятнадцать. Суть его речи сводилась к тому что он рекомендует оставить ребенка еще на год в детском саду, потому что: 1) он не говорит на иврите и судя по всему не понимает ивритскую речь. 2) крайне не уверен в себе, замкнут и не идет на контакт (?) 3) слишком привязан в матери (?!). Дальше он пространно рассуждал о том, какая тонкая вещь - человеческая психика, особенно детская; посоветовал обратиться к детскому психологу и прозрачно намекал на то, что с ребенком что-то не так.
В конце спохватился - ах, да, с тестом он кстати справился прекрасно. С интеллектом судя по всему все в порядке. Вот спасибо, утешил.
Я расстроилась, конечно. Возможно на фоне основной массы израильских детей - шумных, раскрепощенных (иногда чересчур) - Слава и выглядит странно... не знаю. Да, он типичный интроверт. Застенчивый, неразговорчивый, тихий. Ему сложно заводить знакомства, он долго привыкает к коллективу... Но ведь это особенности характера, разве нет?
В общем, посидим еще год в детском саду, а по ходу дела придумаем как быть. Как его "разговорить".
P/S/ (Маме, читающей блог, установка: не волноваться, все будет хорошо, мы справимся:))
Курс у нас интересный, судя по учебнику пройдем много нового, то что в алефе ни при каких условиях не успели бы. Учительница замечательная, одна из лучших в ульпане, и группа неплохая - почти наполовину состоит из тех ребят, с кем я училась. Учимся четыре дня в неделю, по утрам. Единственное но - очень медленно сейчас движемся. В основном повторение пройденного. Надеюсь что через недельку-другую наберем темп.
Еще пришли результаты основного экзамена по окончании группы алеф. Я получила гимель 91. В принципе хорошо, но могло быть и лучше... Когда мы сдали экзамен и вышли из аудитории, я сразу же поняла в каких местах и какие именно допустила ошибки. Глупые ошибки, вот что обидно. Можно было бы на 5-6 баллов больше получить. Ну да ладно, в конце концов результаты эти ровным счетом ни на что не влияют.
Теперь буду дальше грызть гранит наук, улучшать свой иврит.
В нашей семье я не единственная кто хочет учиться. Слава спрашивает периодически когда он пойдет в школу. Но... в этом году он в школу не пойдет.
Пару недель назад мы были у психолога на собеседовании. Это такое обычное собеседование-тест перед школой. Его все дети проходят. Так как мы уже почти год как репатриировались, то Слава не считается олимовским ребенком и должен идти в школу на общих основаниях. А для это должен пройти тест. Но проблема в том, что он по-прежнему молчит в детском саду. И не только там. Просто молчит. Раз в неделю он ходит заниматься ивритом в небольшую группу русских детей. Правда никакого результата эти занятия пока не дали.
Сначала я не акцентировала на этом внимание: ну молчит, ну и что? - понятное дело у ребенка стресс, новая страна, новый язык.... А Слава к тому же застенчивый, тихий. Ему необходимо время чтобы адаптироваться. Привыкнет немного и заговорит. Но прошло "немного" времени, потом еще немного и еще... И вот мы почти год в стране, а он по-прежнему молчит.
И тут как раз пришла бумажка что нас приглашают в школу Бялик, мол, милости просим в первый класс. Но перед этим не затруднитесь, пройдите тест.
Ну, пошли мы с ним к этому психологу. Я накануне ребенка постаралась настроить, как-то морально подготовить, что ему будут вопросы задавать, что желательно не молчать. Это может показаться странным, но я не знаю понимает ли Слава иврит. Дело в том, что если он не хочет общаться на какую-либо тему, то все - пиши пропало. Слова из него не вытащишь. И все мои попытки поговорить по душам о том с кем он общается в саду, понимает ли воспитательниц или нет, отвечает ли на их вопросы и т.д. как правило заканчивались крахом.
В общем, пришли мы к психологу, начал он с ребенком общаться... Хотя это конечно громко сказано. Слава ответил только на один вопрос: "Как тебя зовут?" И то таким сдавленным шепотом что мне кажется психолог скорее не услышал, а по губам прочел.
Дальше вопросы следовали один за другим, Слава молчал и начал потихоньку дергаться, посматривать на меня и теребить рубашку - нервничал. На этом я предложила собеседование закончить, хватит, что уж там, побеседовали....
Потом был тест. Я по задумке психолога должна была выйти, но это было лишено смысла: задания озвучивает он сам и понятное дело на иврите, а дети выполняют. Я ему объяснила, что должна переводить ребенку задания, иначе можно и не начинать - он ничего не сможет сделать. Ну как вы себе представляете например: "В этой группе обведите карандашом треугольник.... Переворачиваем страницу... Напишите цифру 1..." - для не ивритоговорящего ребенка? Сами по себе задания пустяковые были конечно, сложность состояла только в том что все на иврите.
Короче, тест Слава написал, вздохнул с облегчением и мы ушли. Через две недели мне позвонил тот же психолог и пригласил прийти поговорить. Я пошла.
Беседовали мы минут пятнадцать. Суть его речи сводилась к тому что он рекомендует оставить ребенка еще на год в детском саду, потому что: 1) он не говорит на иврите и судя по всему не понимает ивритскую речь. 2) крайне не уверен в себе, замкнут и не идет на контакт (?) 3) слишком привязан в матери (?!). Дальше он пространно рассуждал о том, какая тонкая вещь - человеческая психика, особенно детская; посоветовал обратиться к детскому психологу и прозрачно намекал на то, что с ребенком что-то не так.
В конце спохватился - ах, да, с тестом он кстати справился прекрасно. С интеллектом судя по всему все в порядке. Вот спасибо, утешил.
Я расстроилась, конечно. Возможно на фоне основной массы израильских детей - шумных, раскрепощенных (иногда чересчур) - Слава и выглядит странно... не знаю. Да, он типичный интроверт. Застенчивый, неразговорчивый, тихий. Ему сложно заводить знакомства, он долго привыкает к коллективу... Но ведь это особенности характера, разве нет?
В общем, посидим еще год в детском саду, а по ходу дела придумаем как быть. Как его "разговорить".
P/S/ (Маме, читающей блог, установка: не волноваться, все будет хорошо, мы справимся:))
оля, может вам дома с ним в форме игры заниматься? по одному, два слова вводить. Ты помнишь, наша Соня не хотела в Израиль? Мы выяснили что это из-за языка в основном. Она пообщалась с ивритоязычным братиком, они друг друга не поняли и Соня поняла примерно как будет в школе((... Т.е. у нее была боязнь того, что она ничего не поймет.
ОтветитьУдалитьМы решили бороться с этой ивритофобией - стали дома вводить всякие словечки на иврите, самые простенькие (кен, лё, лё роца, тода раба, коль акавод и т.п.) Соне нравится, для нее это игра. Плюс рассказали как она учиться будет, как решают проблему с языком. Пригласили ей мору нашу из Ульпана позаниматься, буковки поизучать. Причем цель была не выучить алфавит, а именно преодолеть страх перед языком, психологически подготовить ее и дать небольшое преимущество перед остальными детками в ее положении. Пока не знаю что получится, но в Израиль она уже захотела. Теперь не знаем как эти кен\лё, аба\има на улице заткнуть))) Они уже на автомате у ребенка, так сильно ей нравится - ведь никто из сверстников не понимает, только наша семья.
Оля, ты молодец! Меньше года в стране - и уже гимель! (У нас в Кармиэле вообще никакого гимеля не бывает. К счастью, сейчас открыли ульпан при нашей общине, своими силами - тоже где-то гимель, но всего раз в неделю по вечерам. Мы стараемся не пропускать).
ОтветитьУдалитьА нас, наоборот, попытались в грубой форме в школу запихнуть. Прямо возле нас есть начальная школа, причем очень плохая, мы туда не хотим. Соответственно, школа пытается заручить к себе побольше учеников (по опыту подруги знаю, что перевестись из этой школы в другую почти невозможно, даже справки от врача не помогают). И вот нам писали, звонили и настаивали ("вы запишитесь к нам сейчас - а там посмотрим"). Кончилось тем, что я начала на них орать по телефону. Наверное, звучало очень смешно, потому что от волнения у меня обычно весь иврит вылетает напрочь. Мы будем искать обходные пути, чтобы туда не попасть. Но заниматься этим сейчас, я считаю, неактуально, потому что я совсем не хочу, чтобы Ахиллес шел в школу в этом году. Ему в сентябре будет 5 лет 10 месяцев, идти сейчас - значит, быть самым маленьким в классе. Кроме того, он тоже тихий - почти как твой Слава. Директриса в садике спрашивает, почему он все время молчит. "Причем, - говорит, - я по глазам вижу, что знает ответ - но молчит". Я спросила Ахиллеса, он ответил: "потому что я не знаю, как это на иврите". Пусть еще годик иврит подучит, в принципе прогресс есть. Мы-то уж в местных садиках 3-й год! Вначале ребенок, естественно, не понимал ничего, но потихоньку начинает понимать, иногда я слышу, как он общается на иврите со сверстниками. Со Славой тоже так будет, я уверена! Есть дети, которые в иврит входят медленно, стесняются разговаривать, но рано или поздно это проходит. Тем не менее, чтобы не идти в 1-й класс, с нами тоже должен пообщаться психолог, я подписала бумажку в садике на днях. Это удивительно: не родители решают, когда в школу, а психолог. Ну, вот в Израиле так...
У меня перед глазами горький пример. У знакомой дочка приехала в Израиль в возрасте 5 лет, походила полгода в садик - и тут ее в школу запихнули. Ну, она весь первый класс прохулиганила (хотя школа была государственной религиозной), читать так и не научилась, и в результате пошла в 1-й класс 2-й раз! В той же школе. Второй заход, к счастью, оказался успешным.
Оля, а как у Славы с садиком? Он охотно туда ходит? Ведь от воспитателей зависит очень много. Может, его в другой садик перевести? Хотя по опыту знаю, что в Израиле это опять же непросто...
Оля, я уверена, что все наладится!
ОтветитьУдалитьЕсть ли дети, с которыми Слава хоть немного общается?
Ну, и вообще, напиши мне, поговорим, если хочешь я в общем-то в России была неплохим детским психологом))) С удовольствием смогу ответить на вопросы, если они есть)
А насчет ульпана гимель - ты просто молодец! ))
Да, Оля ты МОЛОДЕЦ. Учиться надо. И правильно делаешь, что ребенка не напрягаешь. Ну не пришло его время заговорить. И лучше дома в форме игры изучать. Хорошо словосочетаниями, с интонацией посмешнее, чтобы весело было. Мазган гадоль и т.д. Чтобы у ребенка оставались ассоциации. У вас все получится.
ОтветитьУдалитьРебята, большое спасибо за отзывы и поддержку!
ОтветитьУдалитьМиш, да я пробовала в виде игры и в виде сказок и как только я не пробовала - бесполезно. Дело в том, что Славе не нравится иврит... Он НЕ ХОЧЕТ на нем говорить. Надо как-то глубже копнуть, но я пока не знаю как. Чтоб у него была какая-то мощная мотивация.
Женя, история Ахиллеса меня немного подбодрила. Они и правда похожи со Славой видимо))). Вот и мой так же говорит: "Я не знаю как это сказать, боюсь ошибиться, не хочу". Я пока к сожалению ни разу не слышала как он общается со сверстниками на иврите. Мне кажется когда я услышу из его уст первое предложение на иврите просто разревусь от счастья... И, да, ты права насчет школы, я уже успокоилась немного - в самом деле не критично если он пойдет в школу в семь лет, потому что на мой взгляд это лучший возраст для школы. В России же раньше семи не идут. И вполне обоснованно: еще не готов психологически ребенок к школе в пять лет.
А в садике ему нравится, воспитательницы там чудесные ,нежно его любят, хотя он им по-прежнему даже "шалом" не говорит((( Он ходит с удовольствием, но играет в основном сам по себе, или с одним-двумя ребятами или девочками. Но воспитательница говорит что чаще всего сам, увы...
Таня, хочу конечно! Уже пишу)))) Спасибо!!!
Общается он с одной-двумя девочками из группы и изредка с двумя мальчиками. Все русскоговорящие. Девочка с которой он в последнее время сдружился живет в нашем доме. Они после садика играют вместе у нас дома или во дворе. Она конечно чересчур активная, даже хулиганистая, вечно придумывает какие-то авантюры, тащит его со двора куда-то, но мы уже на все согласны, лишь бы он общался с кем-нибудь. Просто стараемся их двоих контролировать)))
Как оказалось,мне иврит тоже не нравится.Слава напоминает мне меня,хотя я намного,намного старше:) Посмотрим,что будет дальше,главное не форсировать,мне кажется...А местные дети,действительно идиоты,к сожалению:(
УдалитьЕлена, спасибо))) Я просто боюсь что он НЕ заговорит вообще. Друзья надо мной смеются - такого еще не было, чтобы дети не заговорили в Израиле, но у меня все равно мелькает такая мысль - а вдруг?... Когда настанет его время? Кто бы мне сказал хоть примерно, я бы дергаться перестала....
ОтветитьУдалитьНу, в России сейчас тоже в 6 лет стараются отдать. Но вот у меня Витя в 6 лет был точно не готов: чуть что - сразу в слезы. А в 7 лет "созрел" и пошел в школу, все было нормально.
ОтветитьУдалитьЯ тоже не верю, что Слава НЕ заговорит на иврите. Ну не бывает такого. Наберись терпения. Я впервые услышала, как Ахиллес по своему почину общается с мальчиком из садика, на 3-й год нашего пребывания в стране. И только на 2-й год пребывания в садике воспитатели сказали, что он стал уверенней в себе (битуах) и начал понимать по крайней мере смысл их "бытовых" обращений. Он и сейчас понимает не так много, но все больше и больше. И у нас, кстати, тоже в садике 2 друга: Дима и Эмили. Иногда еще Никита. Все русские, естественно. Отличие от Славы в том, что Ахиллесу иврит скорее нравится: нравятся буквы, он с удовольствием напевает песни из мультиков (не понимая). Но он слишком самолюбив, чтобы ошибаться - вот и предпочитает молчать.
Вот еще тебе примеры. Старшая сестра девочки, оставленной на 2-й год, в свои 8 лет очень стеснялась говорить на иврите. Стеснялась года два, сейчас потихоньку начинает. Данина старшая дочка, привезенная сюда в 5 лет, в садике иврит не понимала вовсе, общалась только с русскими детьми. В школе она весь 1-й класс слушала на уроках, не понимая, - и иврит пришел! Сейчас в свои 13 лет общаться на иврите ей гораздо легче, чем на русском. Терпение...
И уж точно не надо комплексовать, что твой Слава отличается от "шумных израильских детей". Если мы будем стесняться своих детей - кто же тогда их поддержит?! Думаешь, ему самому легко?! Надо упирать на сильные стороны - например, мозги хорошо работают (у Ахиллеса, кстати, тоже). Иврит придет, тут не надо давить - только хуже может быть.