Эту историю я хотела вам рассказать давно, но все никак не могла настроиться. Трудно подобрать слова чтобы описать эмоции, а эта история - одни сплошные чистые эмоции.
Началась она в конце мая или начале июня, уже точно не помню. Я работала в клубе во второй половине дня, со мной сидели пара девочек-подростков из нашей секции серфинга, решали идти кататься или нет, потому что волны были так себе. В этот момент в клуб зашла семья - мама, папа, сын и дочка. Все четверо рыжие, улыбчивые и веснушчатые.
Девочка на вид лет тринадцати, мальчик - лет семи. Папа и мама держались как-то в сторонке. На мой вопрос чем могу помочь мне никто не ответил, а девочка показала знаками что ей нужна ручка и бумага. Дали.
Она стала писать ровным детским почерком. Хорошо что девчонки из секции засиделись, потому что иначе это было бы испытание для меня. Пишу на иврите я очень медленно и с ошибками. А так благодаря их помощи ситуация стала очень быстро проясняться. Одна из девочек читала то, что было написано, я говорила что писать в ответ и получился такой диалог:
- Здравствуйте, мы с братом хотим ходить в секцию серфинга, это возможно?
У меня легкий шок, потому что с первой минуты понятно - дети глухонемые. Поднимаю глаза на маму и на папу, что-то спрашиваю, они отрицательно качают головой, показывают знаками - не слышим. У меня снова шок. Думаю. Совместно пишем ответ:
- Вы... особенные дети, это... трудно будет в группе с другими детьми, потому что... мы же им объясняем что и как делать.... мы вообще очень много говорим с детьми, а тут.... как проводить тренировки? Да и на воде... вы же не услышите инструктора. Это может быть опасно.
Сколько мыслей у меня пронеслось в голове за эту минуту что мы сообща писали ответ! Эти дети хотят научиться кататься. Они любят море, воду, волны. Это для них может стать дверью в совсем другой, удивительный мир! Но они ведь не слышат! Это самое наше пресловутое инструкторское: "Вставай!!!!" в момент когда мы подталкиваем учеников на волну - они его не услышат! У нас ведь все тренировки построены на командах-воплях (в хорошем смысле): "Гребем наверх!", "Идет сет, держите доски!", "Смотри на волну, Томер, (в момент когда Томер уже на доске и едет вдоль волны) смотри на волну! Не на меня, НА ВОЛНУ!!!", "Всем сместиться влево, течение!"
Как таким детям вообще объяснять теорию: как грести, как ловить волну, как прыгать на доску, как поворачивать на волне? Ладно, это может быть можно показать и как-то интуитивно они поймут... а дальше? Как рассказывать про ветер, про течения, про законы на лайн-апе? Весь этот ураган мыслей пронесся в моей голове пока веснушчатая гостья писала следующий вопрос. В этот момент ее брат подошел ко мне и дернул за рукав. Я оглянулась. Он показывал на доску одного из наших инструкторов, профессиональную короткую доску с острым носом, и знаками спрашивал - "Я бы на такой мог кататься? На такой можно попробовать?"
Я и до этого момента боролась с эмоциями не сказать чтоб успешно, а тут в носу защипало, в горле запершило, и я малодушно выскользнула из клуба оставив гостей на девчонок. Выбежала за угол, проревелась (да, я слабонервная), вернулась в клуб.
Девочки к тому моменту объяснили что возможно лучше будет взять несколько индивидуальных тренировок, а уж там видно будет. Написали цену. По реакции видно было, что им это дорого. Мама детей записала телефон нашего администратора (для переписки сообщениями) и они ушли.
Я весь вечер провела в раздумьях, ругала себя за то что не нашла слов ни на каком языке, что растерялась, что по сути отказала детям в занятиях в секции...
Прошло около двух недель, ни дети ни их родители не появлялись в клубе и не писали сообщения. Я извелась. Думала - наверняка им дорого, ну конечно им дорого индивидуальные тренировки! Теперь они не придут. Надо найти их. Если они живут в Нетании, то наверняка я их увижу тут на пляже. Я стала всматриваться на пляже во всех рыжих и с веснушками. Что я буду делать дальше если их найду - об этом я почему-то не думала, главное было их найти. Впрочем, нет, конечно думала - буду их тренировать. А вот вопрос КАК я буду это делать откладывала на потом.
Прошла еще неделя. В один из дней получаю смс-ку от нашего администратора: "Завтра в 12 у тебя индивидуальная тренировка". Такие сообщения всегда надо подтверждать и я буднично написала в ответ: "Ок"
Еще через минуту дополнение: "Это глухонемые дети"
Я аж подпрыгнула! В ответ отправила одни восклицательные знаки, тут же перезвонила чтобы уточнить они это или нет (конечно они!)
Очень нервничала весь вечер, думала как же я буду с ними заниматься, как? Как объяснять, как показывать? Плохо спала, подскочила ни свет ни заря, перед тренировкой просто тряслась, честное слово! И еще очень боялась - и озвучила свое опасение в клубе - что буду плакать на тренировке. Уж слишком это все... даже не знаю как описать... трогательно. Нет, это неподходящее слово. Не знаю такого слова, в общем.
Все дети в моей группе привыкшие к тому что я неистово и бурно радуюсь их успехам на воде, и каждая удачная их волна сопровождается моим оглушительным воплем, до самого ее завершения. По этой причине в первую же неделю лагеря я благополучно сорвала голос. Но продолжала вопить. Я действительно за них искренне радуюсь. И воплю искренне.
А тут без радостных воплей, без слов.... нужно будет показать, объяснить, научить... и разделить с ними радость победы. В том, что у нас получится я не сомневалась.
Дети пришли на пятнадцать минут раньше, возбужденные не меньше моего, радостные. Я наконец узнала их имена - Сара и Стив.
Стив приходил в полнейший восторг от всего - дали специальную майку - скачет от счастья; показываю какую доску ему подготовила - снова скачет и рвется крепить лиш к ноге прям тут, в клубе!
До того как мы вышли на пляж я выяснила что Сара немного читает по губам. Конечно мне было понятно что произносить слова надо медленно и с хорошей артикуляцией.
Как я понимаю сейчас, я объясняла, показывала как лежать на доске, грести и прыгать слишком эмоционально. Это уже потом, потом, когда я перечитала почти все что нашла о мире неслышаших я поняла что на той первой тренировке был переизбыток эмоций с моей стороны. Мне казалось что если человек не слышит, то надо жестикулировать и как можно более интенсивно, что это как бы заменяет речь. Но это не так. Это все равно как надсадно кричать в лицо нормально слышащему. Но тогда я так нервничала и переживала, так хотела чтоб они поняли меня и чтоб у них получилось.... Думаю, они простили мне тот эмоциональный взрыв. Сейчас все совсем по-другому. Мы "говорим" с Сарой почти свободно, со Стивом я учусь говорить жестами и в 60% случаев я его понимаю, и он меня тоже. Дети научили меня нескольким фразам на жестовом языке и нескольким словам которые очень важны на тренировках.
На первой тренировке я думала что мне придется несколько раз выходить с детьми на берег чтобы поправить что-то что они делают не так на берегу, на песке. Потому что в воде поправки делать очень сложно когда ты не можешь говорить. Но выходить не пришлось, они так старались и так внимательно "слушали" мои объяснения на берегу, так старались в воде что все получилось. Не сразу, но получилось.
И я все же плакала, да. Когда Сара встала на своей первой волне и устояла, удержала равновесие - я стала счастливо вопить, как и всегда, со всеми детьми которых я тренирую. Вы не представляете какое это счастье для меня когда ребенок проезжает свою первую волну! Особенно трудные дети, в инструкторском смысле трудные - полноватые (им физически трудно), дети которые боятся вставать, упасть, боятся глубины, акул, медуз и еще кучи всего; дети с нарушенной координацией движений (есть у нас и такие). Эти дети для меня самые любимые, их волны - самые счастливые для меня и самые оглушительно-громкие для всех кто в этот момент от меня неподалеку. Просто я знаю по своему собственному опыту какое это счастье - первая волна. Я до сих пор помню этот восторг от первого секундного проезда. Ох, как же я вопила! Не смотря на то что была уже взрослой теткой. А тут - дети.
Так вот, когда Сара встала и удержалась, поехала, я стала орать как полоумная, скакать... Я понимала что она меня не слышит, но все равно орала. Не могу по-другому. И в этот момент она оглянулась на меня. Она как-бы говорила мне: "Смотри, я стою! Я еду!!!" Столько всего было в ее глазах! Думаю, даже прожженный циник в этот момент бы заплакал, что уж говорить обо мне! Я вообще слабонервная.
Мы вернулись в клуб довольные друг другом, дети просто светились от счастья. В ходе переписки с мамой выяснили что они хотят проводить тренировки каждую пятницу. Мы быстро переговорили с администратором. Я просила ее сделать цену для этих тренировок более приемлемой, высказала готовность не получать вообще деньги за этот час-полтора, чтобы им это было как можно дешевле. В итоге Яала установила для них особую цену - в два с половиной раза меньшую чем обычно для парной индивидуальной тренировки.
Дети приходят к нам заниматься каждую пятницу. Я больше не плачу. И не жестикулирую как безумная.
В прошлую пятницу мне особенно повезло - на пляж пришел специально к нашей тренировке серф-фотограф, мой хороший знакомый.
До этого я не могла видеть эмоций детей на волне, потому что оставалась за их спинами. Когда же получила фотографии - это был такой восторг! Я с самого начала видела что Сара и Стив удивительные дети, но что они настолько солнечные - не знала.
Я поняла, что плакать не надо, не надо их жалеть. Они самодостаточные, счастливые, у них все есть. Теперь у них есть еще и серфинг! Уж я-то знаю как это прекрасно и сколько счастливых минут можно пережить находясь на воде, наблюдая закаты и рассветы, наслаждаясь красотой воды - прозрачно-голубой летом, зеленой зимой, золотой на закате...
Вот они, эти удивительные дети и эти потрясающие эмоции:
PS Дети не знали что их фотографируют.
Началась она в конце мая или начале июня, уже точно не помню. Я работала в клубе во второй половине дня, со мной сидели пара девочек-подростков из нашей секции серфинга, решали идти кататься или нет, потому что волны были так себе. В этот момент в клуб зашла семья - мама, папа, сын и дочка. Все четверо рыжие, улыбчивые и веснушчатые.
Девочка на вид лет тринадцати, мальчик - лет семи. Папа и мама держались как-то в сторонке. На мой вопрос чем могу помочь мне никто не ответил, а девочка показала знаками что ей нужна ручка и бумага. Дали.
Она стала писать ровным детским почерком. Хорошо что девчонки из секции засиделись, потому что иначе это было бы испытание для меня. Пишу на иврите я очень медленно и с ошибками. А так благодаря их помощи ситуация стала очень быстро проясняться. Одна из девочек читала то, что было написано, я говорила что писать в ответ и получился такой диалог:
- Здравствуйте, мы с братом хотим ходить в секцию серфинга, это возможно?
У меня легкий шок, потому что с первой минуты понятно - дети глухонемые. Поднимаю глаза на маму и на папу, что-то спрашиваю, они отрицательно качают головой, показывают знаками - не слышим. У меня снова шок. Думаю. Совместно пишем ответ:
- Вы... особенные дети, это... трудно будет в группе с другими детьми, потому что... мы же им объясняем что и как делать.... мы вообще очень много говорим с детьми, а тут.... как проводить тренировки? Да и на воде... вы же не услышите инструктора. Это может быть опасно.
Сколько мыслей у меня пронеслось в голове за эту минуту что мы сообща писали ответ! Эти дети хотят научиться кататься. Они любят море, воду, волны. Это для них может стать дверью в совсем другой, удивительный мир! Но они ведь не слышат! Это самое наше пресловутое инструкторское: "Вставай!!!!" в момент когда мы подталкиваем учеников на волну - они его не услышат! У нас ведь все тренировки построены на командах-воплях (в хорошем смысле): "Гребем наверх!", "Идет сет, держите доски!", "Смотри на волну, Томер, (в момент когда Томер уже на доске и едет вдоль волны) смотри на волну! Не на меня, НА ВОЛНУ!!!", "Всем сместиться влево, течение!"
Как таким детям вообще объяснять теорию: как грести, как ловить волну, как прыгать на доску, как поворачивать на волне? Ладно, это может быть можно показать и как-то интуитивно они поймут... а дальше? Как рассказывать про ветер, про течения, про законы на лайн-апе? Весь этот ураган мыслей пронесся в моей голове пока веснушчатая гостья писала следующий вопрос. В этот момент ее брат подошел ко мне и дернул за рукав. Я оглянулась. Он показывал на доску одного из наших инструкторов, профессиональную короткую доску с острым носом, и знаками спрашивал - "Я бы на такой мог кататься? На такой можно попробовать?"
Я и до этого момента боролась с эмоциями не сказать чтоб успешно, а тут в носу защипало, в горле запершило, и я малодушно выскользнула из клуба оставив гостей на девчонок. Выбежала за угол, проревелась (да, я слабонервная), вернулась в клуб.
Девочки к тому моменту объяснили что возможно лучше будет взять несколько индивидуальных тренировок, а уж там видно будет. Написали цену. По реакции видно было, что им это дорого. Мама детей записала телефон нашего администратора (для переписки сообщениями) и они ушли.
Я весь вечер провела в раздумьях, ругала себя за то что не нашла слов ни на каком языке, что растерялась, что по сути отказала детям в занятиях в секции...
Прошло около двух недель, ни дети ни их родители не появлялись в клубе и не писали сообщения. Я извелась. Думала - наверняка им дорого, ну конечно им дорого индивидуальные тренировки! Теперь они не придут. Надо найти их. Если они живут в Нетании, то наверняка я их увижу тут на пляже. Я стала всматриваться на пляже во всех рыжих и с веснушками. Что я буду делать дальше если их найду - об этом я почему-то не думала, главное было их найти. Впрочем, нет, конечно думала - буду их тренировать. А вот вопрос КАК я буду это делать откладывала на потом.
Прошла еще неделя. В один из дней получаю смс-ку от нашего администратора: "Завтра в 12 у тебя индивидуальная тренировка". Такие сообщения всегда надо подтверждать и я буднично написала в ответ: "Ок"
Еще через минуту дополнение: "Это глухонемые дети"
Я аж подпрыгнула! В ответ отправила одни восклицательные знаки, тут же перезвонила чтобы уточнить они это или нет (конечно они!)
Очень нервничала весь вечер, думала как же я буду с ними заниматься, как? Как объяснять, как показывать? Плохо спала, подскочила ни свет ни заря, перед тренировкой просто тряслась, честное слово! И еще очень боялась - и озвучила свое опасение в клубе - что буду плакать на тренировке. Уж слишком это все... даже не знаю как описать... трогательно. Нет, это неподходящее слово. Не знаю такого слова, в общем.
Все дети в моей группе привыкшие к тому что я неистово и бурно радуюсь их успехам на воде, и каждая удачная их волна сопровождается моим оглушительным воплем, до самого ее завершения. По этой причине в первую же неделю лагеря я благополучно сорвала голос. Но продолжала вопить. Я действительно за них искренне радуюсь. И воплю искренне.
А тут без радостных воплей, без слов.... нужно будет показать, объяснить, научить... и разделить с ними радость победы. В том, что у нас получится я не сомневалась.
Дети пришли на пятнадцать минут раньше, возбужденные не меньше моего, радостные. Я наконец узнала их имена - Сара и Стив.
Стив приходил в полнейший восторг от всего - дали специальную майку - скачет от счастья; показываю какую доску ему подготовила - снова скачет и рвется крепить лиш к ноге прям тут, в клубе!
До того как мы вышли на пляж я выяснила что Сара немного читает по губам. Конечно мне было понятно что произносить слова надо медленно и с хорошей артикуляцией.
Как я понимаю сейчас, я объясняла, показывала как лежать на доске, грести и прыгать слишком эмоционально. Это уже потом, потом, когда я перечитала почти все что нашла о мире неслышаших я поняла что на той первой тренировке был переизбыток эмоций с моей стороны. Мне казалось что если человек не слышит, то надо жестикулировать и как можно более интенсивно, что это как бы заменяет речь. Но это не так. Это все равно как надсадно кричать в лицо нормально слышащему. Но тогда я так нервничала и переживала, так хотела чтоб они поняли меня и чтоб у них получилось.... Думаю, они простили мне тот эмоциональный взрыв. Сейчас все совсем по-другому. Мы "говорим" с Сарой почти свободно, со Стивом я учусь говорить жестами и в 60% случаев я его понимаю, и он меня тоже. Дети научили меня нескольким фразам на жестовом языке и нескольким словам которые очень важны на тренировках.
На первой тренировке я думала что мне придется несколько раз выходить с детьми на берег чтобы поправить что-то что они делают не так на берегу, на песке. Потому что в воде поправки делать очень сложно когда ты не можешь говорить. Но выходить не пришлось, они так старались и так внимательно "слушали" мои объяснения на берегу, так старались в воде что все получилось. Не сразу, но получилось.
И я все же плакала, да. Когда Сара встала на своей первой волне и устояла, удержала равновесие - я стала счастливо вопить, как и всегда, со всеми детьми которых я тренирую. Вы не представляете какое это счастье для меня когда ребенок проезжает свою первую волну! Особенно трудные дети, в инструкторском смысле трудные - полноватые (им физически трудно), дети которые боятся вставать, упасть, боятся глубины, акул, медуз и еще кучи всего; дети с нарушенной координацией движений (есть у нас и такие). Эти дети для меня самые любимые, их волны - самые счастливые для меня и самые оглушительно-громкие для всех кто в этот момент от меня неподалеку. Просто я знаю по своему собственному опыту какое это счастье - первая волна. Я до сих пор помню этот восторг от первого секундного проезда. Ох, как же я вопила! Не смотря на то что была уже взрослой теткой. А тут - дети.
Так вот, когда Сара встала и удержалась, поехала, я стала орать как полоумная, скакать... Я понимала что она меня не слышит, но все равно орала. Не могу по-другому. И в этот момент она оглянулась на меня. Она как-бы говорила мне: "Смотри, я стою! Я еду!!!" Столько всего было в ее глазах! Думаю, даже прожженный циник в этот момент бы заплакал, что уж говорить обо мне! Я вообще слабонервная.
Мы вернулись в клуб довольные друг другом, дети просто светились от счастья. В ходе переписки с мамой выяснили что они хотят проводить тренировки каждую пятницу. Мы быстро переговорили с администратором. Я просила ее сделать цену для этих тренировок более приемлемой, высказала готовность не получать вообще деньги за этот час-полтора, чтобы им это было как можно дешевле. В итоге Яала установила для них особую цену - в два с половиной раза меньшую чем обычно для парной индивидуальной тренировки.
Дети приходят к нам заниматься каждую пятницу. Я больше не плачу. И не жестикулирую как безумная.
В прошлую пятницу мне особенно повезло - на пляж пришел специально к нашей тренировке серф-фотограф, мой хороший знакомый.
До этого я не могла видеть эмоций детей на волне, потому что оставалась за их спинами. Когда же получила фотографии - это был такой восторг! Я с самого начала видела что Сара и Стив удивительные дети, но что они настолько солнечные - не знала.
Я поняла, что плакать не надо, не надо их жалеть. Они самодостаточные, счастливые, у них все есть. Теперь у них есть еще и серфинг! Уж я-то знаю как это прекрасно и сколько счастливых минут можно пережить находясь на воде, наблюдая закаты и рассветы, наслаждаясь красотой воды - прозрачно-голубой летом, зеленой зимой, золотой на закате...
Вот они, эти удивительные дети и эти потрясающие эмоции:
Что-то объясняю. Внимательно слушают :) |
Падать - не страшно :) |
Даже весело! |
Снова объясняю |
У Стива лиш не на той ноге и почему-то не давал мне его перестегнуть... |
Хвалю Стива |
PS Дети не знали что их фотографируют.